10.30.2009

Геополитический HR

28 октября в газете "Труд" опубликован наш комментарий об исламском рекрутинге.
Полная версия статьи приведена ниже.

Факт

"При Международном департаменте Совета муфтиев России открыто кадровое агентство, целью которого является сводить мусульман-работодателей с мусульманами-соискателями. На данный момент агентством зарегистрировано порядка 70 резюме".


Комментарий


Факт на самом деле очень интересный и показательный.
Дело в том, что морально-этические нормы Ислама (от Корана до Шариата) довольно детально регламентируют отношения между работниками и работодателями, например, в части порядка оплаты труда, разделения ответственности и полномочий и т.д. - и эти правила довольно далеки, как от ценностей прозападно-ориентированного бизнеса, так и от ценностей "пост-советских".
Кстати, показателен факт, что исламские инвест-банки, работающие на принципах шариата, практически не понесли потерь в течение "западного", потребительского кризиса, что косвенно доказывает адекватность этих ценностей современности.

Идея находить кандидатов-мусульман для работодателей-мусульман - правильная и перспективная.
С другой стороны, кадровые проблемы в этой среде чаще решаются в рамках этнической или клановой общины, поскольку подход "главное, чтобы человек был хороший" был и остается более значимым приоритетом, чем любые профессиональные и/или квалификационные требования. А это значит, что сама необходимость в рекрутинге, как способе поиска и отбора профессионалов по профессиональным требованиям отпадает.

Теперь по-существу.

В прозападно-ориентированной бизнес-среде, а именно такие организации являются заказчиками для рекрутинга, наоборот, не принято как-либо демонстрировать свое отношение к религии. И кандидаты, явно демонстрирующие свои религиозные убеждения, являются явно не проходными, поскольку работодатели в абсолютном большинстве настороженно и негативно к ним относятся.

В нашей практике встречались две компании, где поддерживалась определенная религиозная корпоративная культура: в одной компании стояли кулеры со святой водой и каждое воскресенье сотрудники ездили по монастырям, в другой руководство "болело" Хаббардом и Дианетикой. Примечательно, что в обоих случаях компании платили сотрудникам меньше, обосновывая это религиозными мотивами о нестяжательстве.

Гораздо чаще в рекрутинге встречаются не афишируемые национальные критерии отбора. Несколько примеров. Несколько лет назад в Москве было кадровое агентство, в котором работали только сотрудники одной национальности, и где давалось преимущество соответствующим кандидатам и клиентам. В довольно известной и крупной ИТ-компании Москвы в руководстве работают только люди с российским и израильским двойным гражданством.
И наоборот, обычный работодатель сторонится представителей определенной диаспоры, небезосновательно полагая, что взяв одного, он через некоторое время будет иметь у себя целый клан.

Резюме. Рекрутинг является изобретением англо-американской культуры, в которой не принято демонстрировать религизные или национальные особенности, поэтому такие требования клиентов-работодателей и пожелания кандидатов являются сейчас нонсенсом.
Но нонсенсом с большими перспективами, учитывая скорость проникновения Ислама на традиционно христианскую территорию.

Комментариев нет: